Общая информация

Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

По отношению к образованию ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах».

Его основной целью является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями.

Основные принципы инклюзивного образования

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен думать и чувствовать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни.


В целях создания условий по обеспечению инклюзивного обучения и толерантной социокультурной среды в колледже инклюзивное образование осуществляется во исполнение Федеральных законов РФ - от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция), от 24.11.1995 № 181-ФЗ                                            «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. изм. от 06.04.2015); приказа ГБПОУ КСТ от 20.08.2020  № 478 «Об организации социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ, лиц с инвалидностью, льготной категории обучающихся в 2020-2021 учебном году»,  в соответствии с положением ГБПОУ КСТ, утвержденным  от 15.09.2020 «Положение об организации обучения  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ КСТ»,  Планом работы ГБПОУ КСТ на 2020-2021 учебный год.

В колледже обеспечено комплексное  сопровождение образовательного  процесса и  здоровьесбережение инвалидов и лиц с  ОВЗ,  в   соответствии с  рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

Службой управления ресурсами обеспечивается сопровождение по направлениям:

- создание безбарьерной архитектурной среды,  с условиями беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп обучающихся, обеспечение доступа к зданиям и сооружениям колледжа, доступность путей движения, размещение средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов и лиц с  ОВЗ и др.;

  • организация  специальных мест и оборудования аудитории, в которых реализуются  образовательные программы для инвалидов и лиц с  ОВЗ;
  •  комплексная информационная система колледжа,  включающая  использование визуальной, звуковой, тактильной информации для ориентации и навигации инвалидов и лиц с  ОВЗ.

Службой содержания образования, конвергенции образовательных программ обеспечивается сопровождение по направлениям- сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение  инвалидов и лиц  с ОВЗ;

  • содействие трудоустройству выпускников – инвалидов и лиц с ОВЗ;
  •  организационно-педагогическое сопровождение  обучающихся - инвалидов и лиц с  ОВЗ, контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами;
  •  психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ,  по результатам  работы психолого-педагогического консилиума, обучающимся испытывающим сложности в усвоении учебного материала и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения;  при дистанционном образовательном процесс - участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; адаптация элементов дополнительной внеурочной деятельности, оценка состояния         обучающихся и определение необходимости   оказания    им дополнительной медико-психолого-педагогической помощи,
  • социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ - выявление  потребностей обучающихся и их семей в сфере социальной  поддержки,  определение направления         помощи в адаптации    и социализации, оформление социальных выплат, выделение материальной помощи, стипендиального обеспечения; предоставление услуг медицинского кабинета  медицинскими работниками других организаций;
  • организацию студенческой волонтерской службы при поддержке Студенческого совета ГБПОУ КСТ, студенческого актива колледжа для оказания волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ.

 Службой качества, контроля и развития обеспечивается сопровождение по направлениям:

  • развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения;
  • разработка адаптированных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • адаптация образовательных программ, учебной и производственной практик и государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, реализуемых с применением электронного обучения и  дистанционных образовательных технологий для  инвалидов  и лиц  ОВЗ;
  • сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Отделом координации кадрового и документационного обеспечения обеспечивается сопровождение по направлениям:

  • обеспечение образовательного процесса кадрами соответствующей квалификации (по запросу);
  • информирование о необходимости повышения квалификации работников, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с  ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного обучения базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.